Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 38 человек

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации

Дата: 2 апреля в 12:04
Автор: Хотько Я. С.

 УТВЕРЖДАЮ

                                                                  Министр образования

                                                                  Республики Беларусь

                                                                                    Карпенко И.В.

                                                                  «_14_» декабря 2017г.

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации определяют порядок действий субъектов профилактики по выявлению детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, механизмы межведомственного взаимодействия в вопросах информирования и организации реабилитационной работы с такими детьми и их семьями. Правоотношения в сфере выявления и защиты прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию, регулируются ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18) и другими актами законодательства, указанными в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.

В настоящих методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (далее – Инструкция № 47), Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также следующие термины и их определения:

выявление несовершеннолетнихоказавшихся в неблагополучной ситуации, – комплекс действий государственных органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обуславливающих необходимость осуществления субъектами профилактики семейного неблагополучия мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям с целью нормализации ситуации в семье;

субъекты профилактики семейного неблагополучия – государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию;

социальное расследование – деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии;

обобщенная информация по результатам социального расследования – сводный документ, описывающий на основе собранных фактов ситуацию, сложившуюся в семье.

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, оказавшихся в неблагополучной ситуации

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции № 47:

педагогическими работниками – в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц;

медицинскими работниками[1] – при проведении патронажа медицинского работника к несовершеннолетним; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка, в том числе, при выездах скорой помощи; при постановке женщин на учет по беременности (наблюдении за беременной);

сотрудники органов внутренних дел – при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей[2];

специалистами органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений социального обслуживания населения – при оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому; при назначении государственных пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и других видов помощи, в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).

Также работники субъектов профилактики семейного неблагополучия выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, в ходе межведомственных профилактических акций «Быт», «Дом без насилия», «Семья без насилия» и др.

Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования).

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.

Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, до 1 января.

Осуществляя визит в семью, необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжение во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) обязан согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера нецелесообразно.

Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:

воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках[3];

классным руководителем в классном журнале[4];

куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы[5].

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).

При оказании медицинской помощи и иных медицинских услуг медицинские работники проводят оценку семейно-бытовых условий; в рамках компетенции выявляют несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения; выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, динамическом медицинском наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей; устанавливают лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей; устанавливают факт проживания несовершеннолетних с лицами, не являющимися их законными представителям и др.

При посещении семей в рамках осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД) необходимо предварительно уточнить информацию о совместно проживающих в семье гражданах; наличии либо отсутствии обращений в ОВД по фактам совершения в семье правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; месте работы взрослых членов семьи; привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной и (или) уголовной ответственности; наличии зарегистрированного оружия, задолженности

по коммунальным платежам и оплате за питание в учреждении образования.

В соответствии с ведомственными рекомендациями посещение указанных семей предпочтительно в вечернее время, в предвыходные, выходные и праздничные дни. В ходе посещения семей сотруднику ОВД необходимо обратить внимание на показатели, отраженные в методическом письме Министерства внутренних дел[6].

При обращении семей, воспитывающих детей, в органы по труду, занятости и социальной защите и государственные учреждения социального обслуживания населения специалист, ведущий прием граждан, в ходе получения первичной информации о семье должен поинтересоваться взаимоотношениями между членами семьи; отношением членов семьи к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; возможным наличием проблем в семье (например, отсутствие работы, материальные затруднения, психологическое или физическое насилие и др.).

При обследовании материально-бытового положения семей (при назначении государственной адресной социальной помощи) либо условий проживания и воспитания детей в семье (при выдаче удостоверения многодетной семьи) специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) определяют основные проблемы и потребности семьи, в том числе выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации.

При анонимном обращении по телефону «горячей линии» о кризисной ситуации специалист ТЦСОН не только оказывает экстренную психологическую помощь, но и подробно информирует обратившегося об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, в том числе о детском социальном приюте для несовершеннолетних.

После завершения беседы фиксирует информацию о телефонном обращении в журнал регистрации телефонных обращений.

РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, работники субъектов профилактики семейного неблагополучия незамедлительно (в тот же рабочий день либо

не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.

Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия, иной организации, после получения информации о семейном неблагополучия, обязан в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН), орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения детей.

Справочно. Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.

Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).

В случае выявления употребления законными представителями несовершеннолетних алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, а также в случае подозрения наличия у них алкоголизма, наркомании, токсикомании или психического расстройства руководитель организации здравоохранения организует освидетельствование законных представителей, а в последующем и оказание медицинской помощи при наличии медицинских показаний, в установленном законодательством порядке, письменно информирует врача-нарколога-психиатра по месту проживания (пребывания) законных представителей несовершеннолетнего.

Сведения о передаче информации фиксируются в Журнале выявления и информирования о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), и их родителях[7].

Управление (отдел) образования, спорта и туризма, осуществляющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – управление (отдел) образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан, по форме согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом начальника управления (отдела) образования.

Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение 1 рабочего дня направляется в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается) или в социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования.

Справочно. В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется в каждое из них.

Обращаем внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информирует администрацию учреждения образования, о чем делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, иных государственных органов и организаций, от граждан (по форме согласно приложению 3 к настоящим методическим рекомендациям)[8]. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся существенные проблемы в состоянии жилого помещения, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и семейного неблагополучия, связанного с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей, требует, прежде всего, глубокого изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия.

Социальное расследование должно рассматриваться как целостный процесс, включающий в себя последовательную цепочку этапов работы от проверки информации о семейном неблагополучии до принятия соответствующего решения и разработки индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.

После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист СППС, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее – комиссия). Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета профилактики (педагогического совета). Обращаем внимание, что срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.

Комиссия с привлечением инспектора ИДН, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Обращаем внимание, что обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.

В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП несовершеннолетнего, установленными законодательством[9], составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего[10], который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее – акт обследования).

Справочно. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с выводами комиссии под подпись. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).

Обращаем внимание, что в случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным. В целях снижения документооборота руководителям учреждений образования необходимо также координировать деятельность по направлению запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).

При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их законных представителях:

беседы (с законными представителями детей, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи др.);

психологическая диагностика (несовершеннолетних и их законных представителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания);

анализ информации, поступившей от субъектов профилактики семейного неблагополучия;

анализ информации, поступившей с места работы законных представителей несовершеннолетних;

изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);

анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;

анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.

По итогам социального расследования готовится обобщенная информация (примерная форма согласно приложению 4 к настоящим методическим рекомендациям).

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Решение о признании ребенка находящимся в СОП принимается на заседании Совета профилактики[11] (педагогического совета) с обязательным рассмотрением акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и обобщенной информации по результатам социального расследования.

Представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) дети из одной семьи, высказывают свое мнение о целесообразности принятия решения о признании (не признании) детей находящимися в СОП.

К участию в рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП приглашаются его законные представители. Также могут быть приглашены специалисты, принимавшие участие в социальном расследовании, представители государственных органов, учреждений и иных организаций, которые будут привлечены к реализации плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в случае признания его находящимся в СОП.

При принятии решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП необходимо учитывать наличие совокупности критериев и показателей СОП, мнение законных представителей несовершеннолетнего, а также представителей заинтересованных органов и организаций.

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП принимается в случае, если установлено, что несовершеннолетние воспитываются в семье, где законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию детей, в соответствии с критериями и показателями СОП.

Обращаем внимание, что статус семьи (неполная, многодетная, малообеспеченная и т.д.) сам по себе не может быть показателем семейного неблагополучия.

Учреждение образования, принявшее решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОПв 3-дневный срок со дня принятия решения направляет копию решения законным представителям детей.

О результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) учреждение образования в течение 1 рабочего дня информирует субъекта профилактики, от которого поступила информация о семейном неблагополучии, за исключением случаев, когда ситуация неблагополучия выявлена самим учреждением образования.

Обращаем внимание: в случае, если информация о семейном неблагополучии поступила в учреждение образования из управления (отдела) образования, необходимо информировать о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) управление (отдел) образования, а не субъект профилактики, выявивший либо информировавший о семейном неблагополучии.

Информирование граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) возможно только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информация о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования по месту принятия решения.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Руководитель учреждения образования не позднее недели со дня вынесения Советом профилактики или педагогическим советом решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП утверждает индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП (далее – индивидуальный план). Субъекты профилактики семейного неблагополучия вносят предложения в индивидуальный план на заседании Совета профилактики, далее согласовывают индивидуальный план в рабочем порядке в установленный срок.

Мероприятия индивидуального плана должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это мероприятия по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному изменению ситуации в семье, в том числе в детско-родительских отношениях. В реализации мероприятий должны принимать участие не только субъекты профилактики, но и законные представители детей, родственники, друзья, при необходимости – члены трудового коллектива по месту работы законных представителей детей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию индивидуального плана устанавливаются ответственные исполнители и сроки.

Особое внимание обращаем на необходимость индивидуального подхода к составлению плана в каждом конкретном случае и обязательное привлечение к реализации мероприятий законных представителей несовершеннолетнего.

Считаем необходимым в обязательном порядке предусмотреть в индивидуальном плане анализ результатов его реализации с установленной периодичностью на заседаниях Совета профилактики (педагогического совета).

Участие в заседаниях Совета профилактики (педагогического совета) принимают законные представители несовершеннолетних, представители органов, учреждений и организаций, ответственных за реализацию мероприятий индивидуального плана. В случае невозможности по уважительным причинам принять участие в заседании ответственными за реализацию индивидуального плана представляется письменный отчет о результатах выполнения мероприятий и предложения по дальнейшей работе с семьей. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана либо внесение в него дополнений.

В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, выполнения мероприятий индивидуального плана в полном объеме, и с учетом мнения заинтересованных субъектов профилактики, принимавших участие в мероприятиях по выведению семьи из ситуации неблагополучия, Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП, которое направляется в СПЦ для исключения сведений из банка данных детей, находящихся в СОП.

В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий индивидуального плана Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение о направлении в КДН ходатайства о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (далее – НГЗ)[12].

ПРИЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

Для принятия решения о признании ребенка НГЗ в КДН или орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством могут обращаться не только учреждения образования, но и государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

С ходатайством о признании НГЗ несовершеннолетних в возрасте до 3-х лет и несовершеннолетних, не обучающихся в государственных учреждениях образования, в КДН обращаются СПЦ.

Законодательством не установлена форма плана защиты прав и законных интересов ребенка, прилагаемого к ходатайству о необходимости признания ребенка НГЗ. В этой связи и в целях исключения формального подхода к его составлению считаем целесообразным, чтобы все субъекты профилактики семейного неблагополучия вносили предложения в проект плана защиты прав и законных интересов ребенка в ходе заседания КДН.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, в соответствии со статьей 85 КоБС.

При получении информации о наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, экстренно выбывают по месту нахождения несовершеннолетнего и оценивают безопасность его пребывания.

Считаем необходимым решениями координационных советов по реализации Декрета № 18, созданными местными исполнительными и распорядительными органами, утвердить составы комиссий для осуществления экстренных выездов в семьи по месту пребывания несовершеннолетних из числа сотрудников управлений (отделов) образования, ОВД (далее – уполномоченные сотрудники).

Справочно. Уполномоченные сотрудники в случае выявления отклонений в состоянии здоровья несовершеннолетнего в рабочее время вызывают врача-педиатра участкового (врача общей практики) по месту проживания (пребывания) несовершеннолетнего, а в нерабочее время – вызывают бригаду «скорой медицинской помощи».

Уполномоченные сотрудники по месту нахождения несовершеннолетнего оценивают обстановку с точки зрения наличия (либо отсутствия) угрозы жизни и здоровью ребенка, принимают меры по обеспечению его безопасности, в том числе передают ребенка на попечение родственников или других близких лиц.

Справочно. В соответствии со статьей 149 КоБС ребенок может быть оставлен на попечение родственников или других близких лиц без установления опеки или попечительства.

На следующий день после передачи ребенка на попечение родственников или других близких лиц учреждение образования начинает социальное расследование.

Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией о порядке организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.06.2017 № 155 «О некоторых вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сотрудниками ОВД может быть составлен установленной формы акт об обнаружении брошенного ребенка.

Анализ законодательства[13] показывает, что акт об обнаружении брошенного ребенка может быть составлен только в случае отсутствия на территории Республики Беларусь законных представителей несовершеннолетних (родители не установлены). Обращаем внимание, что необходимо исключить из практики деятельности сотрудников ОВД составление акта об обнаружении брошенного ребенка в случаях, предусмотренных статьей 85 КоБС.

В случае невозможности передать несовершеннолетнего на попечение родственников или других близких лиц, уполномоченные сотрудники определяют и обеспечивают возможную форму временного помещения ребенка в безопасную среду: помещение ребенка в возрасте до 3-х лет в учреждение здравоохранения, помещение ребенка в возрасте старше 3-х лет в детский социальный приют СПЦ.

Обращаем внимание, что основанием для временного помещения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения либо в детский социальный приют СПЦ является направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[14].

Справочно. Копия направления с кратким изложением причин и оснований для его составления в течение 3 суток направляется в КДН для рассмотрения и принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для принятия решения о признании несовершеннолетнего НГЗ.

При отсутствии оснований для признания несовершеннолетнего НГЗ КДН поручает управлению (отделу) образования подготовить разрешение законным представителям несовершеннолетнего забрать ребенка из учреждения здравоохранения или из детского социального приюта СПЦ. Управление (отдел) образования принимает возможные меры по обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего, возвращенного в семью.

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения

Республики Беларусь

               В.А.Малашко

12.12.2017

СОГЛАСОВАНО

Временно исполняющий обязанности по должности Министра внутренних дел Республики Беларусь

               И.Н.Подгурский

13.12.2017

СОГЛАСОВАНО

Министр труда и социальной

защиты Республики Беларусь

               И.А.Костевич

12.12.2017

СОГЛАСОВАНО

Министр юстиции

Республики Беларусь

               О. Л.Слижевский

12.12.2017

 

Приложение 1

к Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ, ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОТОРЫХ НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЮТ ОБЯЗАННОСТИ ПО ИХ ВОСПИТАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г.
  3. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  7. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – № 24).
  1. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.07.2009 г. № 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».
  2. Приказ МВД № 318 от 10.11.2017 «О некоторых вопросах организации деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и приемников-распределителей для несовершеннолетних».
[1] В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.07.2009 г. № 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».

[2] В соответствии с приказом МВД № 318 от 10.11.2017 «О некоторых вопросах организации деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и приемников-распределителей для несовершеннолетних».

[3] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году» от 17.07.2017 г. (приложение «Основная документация педагогических работников в учреждениях дошкольного образования»)

[4] В разделе «Улік арганізацыйна-выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому.

[5] В разделе «Карта персонифицированного учета».

[6] Методические рекомендации Министерства внутренних дел Республики Беларусь № 21/13826вн от 02.05.2016 г. «Памятка сотруднику органов внутренних дел при посещении семей, в которых дети находятся в социально опасном положении»

[7] В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.07.2009 г. № 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».

[8] В указанный журнал вносится вся поступившая информация: и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления).

[9] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47).

[10] Приложение 2 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.

[11] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[12] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».

[13]Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2009 № 323 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь»);

Указ Президента Республики Беларусь от 05.04.2006 № 204 (ред. от 08.01.2013) «Об утверждении Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2017 № 490 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 г. № 461»;

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.06.2017 № 173 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы при рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, заявления о продлении срока предоставления дополнительной защиты в Республике Беларусь, заявления о содействии в воссоединении семьи, принятии решений об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь и подготовке предложений о необходимости принятия решений об утрате или о лишении убежища в Республике Беларусь».

[14] Статьи 16, 21 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Пункт 22 Положение о социально-педагогическом учреждении (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.03.2004 № 14).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.